История компании Хонда Мотор | Форум свободного общения

История компании Хонда Мотор

Айболит

Основатель форума
Соичиро Хонда основал компанию Хонда Мотор в городе Хамамацу, в Японии. Он начал авлять на рынок Японии простые и экономичные транспортные средства, в которых в этот период так остро нуждалась страна. В основе его деятельности лежал огромный личный интерес к двигателям внутреннего сгорания и желание работать. Используя маленькие, оставшиеся со времен войны двигатели, компания Хонда Мотор начала свое существование с производства велосипедов с мотором.

Вскоре после своего появления компания Хонда Мотор начала проектировать и создавать свои собственные двигатели и мотоциклы. Уже в то время стало очевидно, что компания станет созидательной и новаторской силой в автомобилестроительной промышленности. Уже тогда создав себе в Японии репутацию в области качества, хороших эксплутационных характеристик и надежности, мотоциклы Хонда все еще не заслужили уважения и доверия в мировом масштабе.

Однако ситуация изменилась в 1959 году, когда Хонда получила мировое признание после побед над многими хорошо известными европейскими производителями мотоциклов в самых больших и наиболее престижных мировых соревнованиях. Вместе с этим признанием торговая марка Хонда стала символом высокого качества и исключительных технических характеристик.

Объемы продаж мотоциклов Хонда в мире немедленно отразили заработанную огромным трудом репутацию и уже в скором времени составили цифру большую, чем продажи любых других европейских или американских мото-производителей. Говоря другими словами, Хонда стала номер один в мир!

Стремясь к расширению своей роли в автомобилестроительной промышленности, твердо придерживаясь основополагающей философии, Хонда выпустила первый автомобиль в 1960 году. Первые автомобили были маленькими, спортивными машинами, как и мотоциклы, которые компания выпускала до этого, завоевали прекрасную репутацию за качество и характеристики.

В 1966 году Хонда начала производство набольших седанов и через четыре года стала экспортировать свои первые автомобили, Хонда 600, в различные страны мира. Пока эти автомобили прокладывали дорогу автомобилям с маркой Хонда, инженеры компании приступили к разработке другого малолитражного автомобиля, предназначенного для мирового рынка экономичных автомобилей. Результатом многолетних разработок стал Хонда Сивик, представленный публике в 1973 году и мгновенно принятый покупателями во всем мире.

С тех пор, как Хонда впервые приступила к производству автомобилей, компания продолжает авлять на мировой рынок целую гамму транспортных средств с низким расходом топлива. В основе каждого автомобиля, созданного Хондой, заложен принцип необходимости создать экологически чистую машину, сберегающую энергию и ресурсы и при этом отвечающую всем потребностям покупателей. Со дня своего основания компания Хонда Мотор развивалась с феноменальной скоростью и превратилась в ведущую компанию с заслуженной репутацией в области производства транспортных средств. Подобный взлет до высот мировой известности стал возможен благодаря многим факторам, однако одной из самых очевидных причин является целостный подход компании Хонда к разработке технологий. Для компании Хонда – технологии (инжиниринг) – это все. Это означает, что гораздо важнее определить и предвидеть потребности покупателей и общества – и даже предложить новые технологии, соответстствующие этим потребностям, чем предлагать продукцию, созданную по уже существующим технологиям. Хонда добилась успеха не только благодаря присущей ей страсти к новейшим технологиям и стремлению попробовать сделать то, чего еще никто не делает, но также потому, что Хонда является очень энергичной компанией, которой присущ дух здорового соперничества. Причем он включает в себя как конкуренцию индивидуумов, так и взаимодействие и совместные усилия в команде.

Успех служащих компании Хонда признается во всем мире. Однако одну из наград надо выделить особо – включение в Автомобильный Зала Славы в Минланде, штат Мичиган. Г-н Хонда и на этот раз стал первопроходцем – первым из японцев получил эту престижную награду. На церемонии награждения 10 октября 1989 года г-н Хонда сказал: «Это как сказка. Я так счастлив, что смогу добавить эту новую страницу к своей жизни».

Мечты наших основателей продолжают жить с нами. Преданность каждого сотрудника компании, приверженность творчеству и идее создания отличной продукции при неустанных поисках Хонда в области исследований и разработок позволили компании добиться таких успехов, которых никто, кроме ее основателей, даже не мог предвидеть.
 

Айболит

Основатель форума
В 1946 году, когда Япония еще находилась в состоянии послевоенной разрухи, Соитиро ХОНДА основал небольшую фабрику по производству маленьких двигателей и мопедов, назвав ее "Институт технических исследований Хонда". Через два года, в сентябре 1948 года, компания была перерегистрирована и получила свое современное название "Хонда Мотор Ко., Лтд.". Именно тогда началась борьба за то, чтобы стать ведущей мотоциклетной и автомобилестроительной фирмой на мировой арене.

Никто не отрицает того факта, что во многом фирма обязана своим успехом исключительному техническому гению самого Соитиро Хонда, однако выдающаяся философия управления Такэо Фудзисава, по праву считающегося вторым отцом-основателем компании, сыграла не меньшую роль. Фудзисава начал свою работу в компании в 1949 году в качестве члена Совета директоров и с тех пор на протяжении долгого времени работал вместе с Соитиро Хонда. Между ними существовало своеобразное разделение обязанностей: Хонда полностью посвятил себя технологии производства, а Фудзисава – корпоративному управлению. Взаимоотношения этих двух людей ни в коем случае нельзя назвать отношениями между начальником и подчиненным, это было исключительно равноправное сотрудничество.

На первом этапе своего становления фирма занялась производством мопедов: скупив и усовершенствовав малогабаритные моторы, использовавшиеся бывшей императорской армией, она устанавливала их на велосипеды и пускала в продажу.

В 1948 году компания приступила к производству мотоциклов: в 1949 году была выпущена модель "Дрим" ("Мечта") с двухтактным 98-кубовым двигателем, воплотившем в себе все мечты его создателей. Одновременно с выпуском этой модели на рынок был разработан новый подход к организации продаж: отныне компания назначала дистрибьюторов для осуществления продаж определенной продукции на определенной территории, которые в свою очередь развивали дилерскую сеть.

Следующим важным шагом в истории компании было создание нового четырехтактного двигателя (1952 год) и нового мотоцикла (1953 год) на его базе. Уже в 1955 году компания "Хонда Мотор Ко., Лтд." начинает лидировать по ежегодному объему производства на внутреннем рынке Японии.

В 1956 году компания представила главный принцип своей деятельности, которого придерживается до сих пор: "Придерживаясь интернационального подхода, мы преданы идее создания продукции высочайшей эффективности по оправданной цене для максимально полного удовлетворения потребностей каждого покупателя в каждой стране".

В 1962 году "Хонда" начинает производить автомобили и в 1964 году вводит в эксплуатацию завод, рассчитанный на массовое производство. Кроме того, в 1962 году "Хонда" создает завод по производству оборудования для своих фабрик, который впоследствии станет основой компании "Хонда Инжиниринг Ко., Лтд.".

Хотя многие известные компании сами проектируют и создают большую часть своего производственного оборудования, но редко встречаются такие как "Хонда", для которых создание собственного оборудования имеет принципиальное значение. Сейчас "Хонда" самостоятельно изготавливает практически все важнейшее производственное оборудование для своих заводов.

На сегодняшний день компания занимает первое место в мире по производству мотоциклов и входит в первую десятку мировых производителей автомобилей. Кроме того, силовая продукция фирмы (генераторы, культиваторы, газонокосилки, лодочные моторы и т.д.) пользуются огромной популярностью в мире. Сейчас "Хонда" располагает 119 производственными предприятиями в 33 странах. В 2000 году в мире было продано 2 540 000 автомобилей, 5 160 000 мотоциклов, 4 080 000 единиц силовой продукции с маркой "Хонда".

Традиционно компания "Хонда" уделяет огромное внимание участию в различных моторных видах спорта. В начале 2000 года компания "Хонда" в третий раз за свою историю вернулась в гонки Формула-1. Два первых этапа участия компании в этих самых престижных мировых автомобильных соревнованиях принесли успех команде "Хонда" (1964 – 1968 гг.) и компании "Хонда" как авщику двигателей (1983 – 1992 гг.). Сейчас "Хонда" выступает на гонках в тандеме с командой British American Racing (BAR), авляя специально разработанные новейшие, спортивные моторы и участвуя в совместных разработках шасси гоночного болида. Кроме того, с начала сезона 2001 года "Хонда" будет авлять двигатели команде "Джордан Гран-При Лтд.".

По словам г-на Такэфуми Хосака, руководителя проекта участия компании "Хонда" в гонках Формулы-1 и Исполнительного Директора "Honda Racing Development": "В компании уверены, что помимо способов увеличения мощности двигателя существует огромное количество других полезных вещей, о которых стоит узнать. Это – технологии создания гоночных шасси, система управления командой и понимание ситуации в целом. "Хонда" заинтересована в самосовершенствовании в этих областях и рассматривает их в качестве новых высот, которые предстоит покорить третьему поколению инженеров, занятых в этом проекте".

Компания всячески поощряет молодой персонал под руководством опытнейших инженеров на завоевание Формулы-1. Прохождение молодых инженеров через этот проект принесет ценнейшие плоды для развития технологий, использующихся в компании в целом, а блеск соревнований Гран-при обещает осветить самые радужные перспективы их будущей профессиональной деятельности. Выступления в соревнованиях на пике мирового мотоспорта престижно само по себе, но для "Хонда" это единственные в своем роде гонки действительно мирового масштаба, которые открывают путь для объединения рынков всех стран в единое целое.

За последние несколько лет произошло большое количество слияний и объединений крупнейших мировых компаний не только в автомобилестроительной отрасли, но и в других индустриальных секторах. Возможно, это является свидетельством того, что многие компании, работающие на мировом рынке, рассматривают увеличение размеров компании как единственный путь выживания. Компания "Хонда" следует иной стратегии и намерена сохранить все преимущества независимого и сравнительно небольшого, по мировым масштабам, концерна. Эта стратегия дает возможность сочетать быстроту реагирования, гибкость и эффективность маленькой структуры с такими ценностями мировой компании, как доступ к мировым ресурсам и технологическая мощь.

Следуя курсом независимости, компания "Хонда" продолжает вводить в действие в общемировом масштабе "новую производственную программу", которая уже функционирует на заводах "Хонда" в Японии. Целью программы является создание гибкой и эффективной глобальной производственной структуры, способной немедленно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, и строительство экологически чистых "зеленых заводов".

В течение последнего года "Хонда" уделяла много внимания использованию информационных технологий для разработок своей продукции, организации продаж путем создания IP-сети и дальнейшего развития существующих веб-сайтов. В то же время "Хонда" представила на рынок двигатели серии "i" нового поколения и новую "глобальную компактную платформу", показанную одновременно с последней моделью автомобиля "Сивик".

Особое внимание компания "Хонда" уделяет исследованиям и разработкам в области создания технологий будущего. Создание двигателей, работающих на топливных элементах, интеллектуальной транспортной системы будущего – это только несколько примеров такой работы. Ещё одной областью применения высоких технологий, разрабатываемых компанией "Хонда", является создание человекоподобного робота. Цель данного проекта – создание робота, который, функционируя независимо, мог бы быть полезен в повседневных заботах людей. Исследования в данном направлении начались в 1986 году, десять лет спустя свет увидел первую модификацию робота, а в 1997 году была выпущена более совершенная модель.

Последним достижением компании явился робот ASIMO, представленный широкой публике в конце 2000 года. Робот последнего поколения легче (43 килограмма вместо 130) и меньше (уже 120, а не 160 см) своего предшественника. Снижение веса улучшило маневренность, а небольшой рост наилучшим образом подходит для оперирования бытовой домашней техникой, открывания дверей и прочих задач. Походка ASIMO максимально приближена к человеческой – она естественна и основана на управлении изменением центра тяжести для сохранения равновесия при движении. Собственно свобода движений робота крайне велика – количество плоскостей, в которых могут двигаться его конечности, равняется 26-ти. Управление роботом было значительно упрощено – теперь оно может осуществляться и дистанционно. Одним словом, компания "Хонда" достигла больших успехов в создании функционального и, что не менее важно, привлекательного помощника по хозяйству в недалеком будущем.

Одним словом, компания "Хонда" сегодня – это уникальный пример корпорации, которая успешно работает на рынках авто-, мото- и силовой продукции пяти континентов, является достойным участником различных спортивных соревнований, делает инвестиции в разработку перспективных высокотехнологичных проектов, ведет работы по кардинальному улучшению экологичности выпускаемых продуктов, оставаясь при этом одной из немногих независимых автомобильных компаний в мире. Потенциал исследователей и инженеров "Хонда" полностью соответствует профессиональному уровню подбираемых управляющих и продавцов продукции фирмы по всему миру. Такой тандем на протяжении многих лет обеспечивает успех компании "Хонда", и придает уверенность в столь же успешной деятельности в будущем.

С первого дня своей работы компания Хонда Мотор прилагает все возможные усилия для следования своим основным принципам: производить качественный продукт и продавать его по разумной цене, принося радость и пользу людям во всем мире. Вместе с этим мы стараемся не только отвечать потребностям наших клиентов и превосходить их ожидания, но и заботиться о том, чтобы наши продукты были наименее вредны для окружающей среды и наибольшим образом отвечали требованиям безопасности дорожного движения.

Мы считаем, что выполнение этих условий, являющихся обязательными для компании Хонда – отправная точка для успешной работы в будущем. Приносить радость людям через продукты, которые повышают уровень их жизни, а также делать вклад в социальное развитие общества – вот основные принципы Хонда, которых мы и будем придерживаться в будущем. В каких направлениях находят применение усилия специалистов Хонда?

Забота об окружающей среде

Компания Хонда прекрасно понимает проблему защиты окружающей среды, которая приобрела большое значение на рубеже веков. Свою работу в данном направлении компания ведет с самого начала своей деятельности: еще в 1972 году был разработан двигатель CVCC, отвечающий самым жестким стандартам на тот период времени. В 1992 году Хонда объявила о своем решении соответствовать самым жестким экологическим стандартам и вести активную инновационную деятельность в этой области. С этой целью в 1995 году была проведена первая конференция для обсуждения состояния окружающей среды в мире, в которой приняли участие представители Хонда со всех континентов.

Компанией была принята концепция минимизации негативного воздействия на окружающую среду на каждом этапе жизненного цикла товара. Вторичная переработка материалов, энергосбережение, выброс загрязняющих веществ, отходы производства – за всем этим ведется тщательный контроль начиная со стадии проектировки, затем в процессе производства, продажи, сервисного обслуживания и вплоть до утилизации продукта.

Безопасный транспорт и безопасное вождение

Повышение уровня безопасности – одна из главных задач компании. На стадии разработки учитывается и делается все возможное для предотвращения инцидентов на дороге, а также для минимизации последствий в случае их наступления. Например Хонда стала первой компанией в Японии, установившая систему АБС на автомобили массового производства. Также мы были первыми в Японии, кто установил боковые подушки безопасности как дополнительную систему (SRS). Что касается мотоциклов, компанией Хонда была разработана комбинированная система торможения для обоих колес.

Мы также заботимся о безопасном вождении, повышая уровень мастерства водителей. Еще в 1968 году мы открыли наш первый учебный центр на гоночном кольце Судзука. Сегодня Хонда имеет 8 учебных центров по безопасному вождению, которые ежегодно посещают более 70 000 человек. За пределами Японии существуют еще 19 центров обучения безопасному вождению на автомобилях и мотоциклах.

Разработка и внедрение инновационных технологий

Наши научно-исследовательские центры работают в тесном контакте с отделами производства и продаж для координации своей деятельности и направления ее на разработку того, что хочет видеть покупатель в нашей продукции. Компания проводит как фундаментальные исследования, так и прикладные применительно к разным видам выпускаемых продуктов.

Исследования в области автомобилей проводятся в центре Wako, что касается внешнего и внутреннего дизайна; технологические исследования по автомобилям проводятся в центре Tochigi. Имеется у компании Хонда и исследовательский центр по силовой продукции – Asaka Higashi, работающий над такими продуктами, как двигатели общего назначения, электрогенераторы, культиваторы, лодочные моторы и газонокосилки.

Исследования по мотоциклам проводятся в центре Asaka. А центр Wako также занимается изучением таких вопросов, как электроника, биотехнологии и новые материалы.

Для более полного понимания потребностей клиентов, Хонда основала исследовательские центры и в других странах Азии, Европы и Америки. Также перспективным направлением могут стать работы в области аэронавтики – Хонда уже выпустила свой экспериментальный шестиместный самолет MH02, а также две модели реактивных двигателей – HFX-01 и HFX20. Компания Хонда выпускает массовую продукцию в трех основных направлениях: мотоциклы, автомобили и силовая продукция.

Мотоциклы

Воплощая в себе современные технологии и имея привлекательный дизайн, мотоциклы Хонда являются одними из самых любимых среди мотоциклистов всего мира. Поскольку деятельность компании началась с производства двигателей для мопедов, мотоциклетное направление имеет для нас особое значение. Внимание компании к данному продукту выражается в широком модельном ряду: скутеры, внедорожные мотоциклы, спортбайки, большие мотоциклы класса туризм и многие другие.

Мы оянно работаем над улучшением качетсва наших мотоциклов: внедрили комбинированную систему торможения обоими колесами (Dual-CBS), электронный впрыск топлива (PGM-FI) для его экономии и уменьшения выбросов. К 2002 году Хонда намерена перевести практически все выпускаемые мотоциклы на четырехтактные двигатели – более экономичные и экологически чистые.

Автомобили

Первый автомобиль был выпущен в 1963 году и уже с тех пор компания придерживалась стратегии создания автомобилей с уникальными характеристиками и технологиями. Со временем Хонда выросла в мирового гиганта по производству автомобилей, выпуская теперь уже более двух миллионов автомобилей разных классов ежегодно – от компактных автомобилей до седанов бизнес и люкс-класса, а также автомобили для активного отдыха.

Главной движущей силой в достижении успеха в области автомобилестроения стало внедрение инновационных технологий в продукты массового производства. Одним из прорывов Хонда является создание системы изменения фаз газораспределения (VTEC), установка АБС на автомобили массового производства, а также системы с боковыми подушками безопасности (SRS). Для наибольшего удовлетворения потребностей клиентов Хонда имеет разный модельный ряд для разных регионов – Америки, Европы и Азии.

Силовая продукция

Выпускаемая по самым современным технологиям, силовая продукция Хонда имеет широкое применение и помогает улучшить уровень бытового комфорта наших клиентов. Началом деятельности компании в данной сфере стал 1953 год, когда начался выпуск двигателей общего назначения для использования в сельском хозяйстве – это было своего рода ответвление от мото и авто бизнеса.

Вся силовая продукция Хонда работает на четырехтактных двигателях, обеспечивающих меньший уровень шума и вибраций, а также более экологически чистых, чем двухтактные. В настоящее время модельный ряд силовой продукции имеет 16 категорий и продается более чем в 150-ти странах. В марте 2000 года Хонда выпустила свою сорокамиллионный продукт и продолжает наращивать темпы производства, уже сейчас имея 2 завода в Японии, 10 за ее пределами, и еще 2 строящихся.

Глобальная исследовательская, производственная и сбытовая сеть Хонда

Для максимального удовлетворения потребностей клиентов Хонда имеет исследовательскую, производственную и сбытовую сеть в пяти регионах: Северной и Центральной Америке, Южной Америке, Европе, Азии и Океании, а также в Японии. Ведя независимую деятельность в этих регионах, мы имеем возможность оперативно реагировать на изменения потребностей рынка. Более того, эффективность глобальной сети проявляется в возможности поделиться как успешным, так и неудачным опытом между подразделениями.

Северная и Центральная Америка

В 1959 году Хонда основала свою первую компанию за пределами Японии – сбытовую компанию по мотоциклам в США. Двадцать лет спустя компания начала заниматься и производством мотоциклов. В 1982 году Хонда стала первой японской компанией, начавшей производство автомобилей в США. Следующим шагом стало начало производства газонокосилок в 1984 году. Затем, в 1986 году Хонда открыла свой автомобильный завод в Канаде – с тех пор компания приняла решение налаживать производство везде, где имеется устойчивый спрос на ее продукцию.

Сейчас ежегодный объем производства Хонда в Северной Америке составляет 900 000 автомобилей. К 2003 году планируется увеличить объем производства до 1,13 миллионов автомобилей. Причем уже сегодня более 90% запчастей для автомобилей американского производства также производятся в Америке. Благодаря устойчивому производству Хонда даже смогла начать экспорт автомобилей из Северной Америки в 1987 году и сейчас накопленный объем этого экспорта составляет порядка 500 000 автомобилей.

Южная Америка

Свой бизнес в Южной Америке Хонда начала с экспорта мотоциклов в Бразилию. Еще во второй половине 60-х годов Хонда правильно оценила будущий потенциал рынка мотоциклов в Бразилии, хотя его объем составлял в то время лишь несколько тысяч штук. Компания начала с улучшения имиджа мотоциклов как таковых, оказав тем самым услугу не только себе, но и всему рынку данного продукта в Бразилии. И начиная с 1970-х годов Хонда начинает активно развивать как сбытовую, так и производственную сеть на данном континенте, начав с Бразилии. Сегодня в Южной Америке выпускается около 500 000 мотоциклов ежегодно.

Начав продажу автомобилей в 1980-х, Хонда затем открыла свой завод в Бразилии в 1997 году. В 1999 году был начат экспорт автомобилей из Бразилии в Аргентину. Что касается силовой продукции, то деятельность в данном направлении была начата еще в 1966 году, когда начался ее экспорт в Перу. На данный момент сбытовая сеть Хонда покрывает 13 стран этого континента. Также в 1980 году в Бразилии был открыт исследовательский центр по мотоциклам, а в 1997 году – по автомобилям.

Европа/Средний Восток/Африка

Хонда начала свою деятельность в Европе с экспорта мотоциклов в 1950-х, а затем стала первым японским производителем мотоциклов, основавшим дочернее предприятие в Европе, а именно в Германии. В 1963 году был открыт завод по сборке небольших мотоциклов в Бельгии. Затем был роен завод по производству силовой продукции во Франции – в 1986 году, а также автомобильный завод в Великобритании – 1992 год. Для координации бизнеса в Европе была учреждена региональная штаб-квартира в Великобритании в 1989 году. Завод по производству автомобилей выпускает 150 000 единиц в год, что составляет 50% продаваемого в Европе объема автомобилей.

Производственная и сбытовая сеть поддерживаются развитой исследовательской сетью с центрами в Великобритании, Германии и недавно роенным центром по мотоциклам в Италии. Что касается производства – в 2001 году открывается еще один завод в Великобритании, что позволит увеличить общий объем производства до 250 000 единиц в год. В зону ответственности Европы также попадают и соседние регионы – продукты из Европы экспортируются на Средний Восток и в Африку. В 1997 году было организовано СП по сбору автомобилей в Турции.

Азия и Океания

Стабильное присутствие компании Хонда на Азиатском рынке обеспечивают более 45 заводов по производству мотоциклов, автомобилей и силовой продукции. Всем известно, что по переполненным улицам азиатских городов возможно передвигаться лишь на скутере или мотоцикле. Вклад в большую мобильность движения внесла и Хонда, представившая в 1958 году мотоцикл Type-F на азиатском рынке, а затем открывшая и производство мотоциклов в Тайване в 1964 году. Самым последним открывшимся заводом стало производство мотоциклов во Вьетнаме, запущенное в 1997 году. Ежегодный объем производства в данном регионе составляет около 3 000 000 единиц, обеспечиваемый 12 производственными базами в 10 странах. Модели, производимые в Тайланде, идут и на экспорт, в том числе и в Японию.

Что касается автомобилей, первый завод был открыт в Малайзии в 1969 году, а сейчас заводы работают в 8 странах данного региона. Выпуск модели Honda City в Тайланде в 1996 году является наглядным примером удовлетворения потребностей клиентов в данном регионе. Сегодня эта модель в том или ином исполнении, согласно пожеланиям клиентов, выпускается в Тайланде, Тайване, Индонезии, Малайзии, на Филиппинах, в Индии и Пакистане. Также был начат экспорт этой модели в Сингапур и Бруней, а также на Средний Восток.

Силовая продукция выпускается в Тайланде, Индонезии, Индии, на Филиппинах, в Австралии и Китае в объемах, достаточных и для экспорта в другие страны.

Япония

Всего лишь за 50 лет Хонда выросла из компании с небольшим заводом в крупную транснациональную корпорацию, представленную более чем в 150 странах. В течение этого времени, несмотря на провозглашение максимально независимого развития в различных регионах, координация, а также управление ресурсами и технологической информацией осуществлялись в Японии. Центральный исследовательский офис всей сети Хонда находится также в Японии и несет ответственность за проведение основополагающих исследований, в таких областях, например, как характеристики двигателя и трансмиссии. А уже региональные исследовательские центры находят те или иные способы применения разработанных технологий, соответственно потребностям локального рынка.

В Японии расположены шесть заводов по производству продукции Хонда. Производство мотоциклов сконцентрировано на заводах Kumamoto и Hamamatsu; автомобилей – на заводах Saitama, Suzuka, Tochigi и Yokkaichi; что касается силовой продукции – то это заводы Hamamatsu и Kumamoto. В производственном процессе Япония также играет основную роль – здесь производственный процесс оянно совершенствуется, а затем отлаженные технологии передаются в другие страны. Однако в связи с тем, что деятельность компании Хонда вне Японии осуществляется все более и более независимо, японские подразделения компании все больше концентрируются на внутреннем рынке, имея на нем порядка 16 000 дилеров.

ХОНДА В РОССИИ

Официальные продажи продукции компании "Хонда Мотор Ко.. Лтд." были начаты в России в 1991 году, когда японская торговая компания "Канэмацу Корпорейшн" предложила российским покупателям автомобили "Civic" и "Accord". Однако правильнее было бы начать отсчет истории присутствия Хонда на российском рынке с апреля 1992 года, когда компания "Хонда Мотор Ко., Лтд." первой из японских производителей автомототехники открыла свое Представительство в Москве и приступила к созданию дилерской сети. Уже в 1992 году в качестве официальных дистрибьюторов по продаже автомобилей Хонда были назначены российские компании во Владивостоке и Санкт-Петербурге, а также две компании в Москве. Кроме того, были назначены официальные дистрибьюторы на Украине и, несколько позже, в Белоруссии.

Всю российскую историю компании можно условно разделить на три основных периода. Первый начался с открытия Московского Представительства в 1992 и характеризовался первыми шагами по созданию дилерской сети, прежде всего на московском рынке, и сравнительно небольшим (до 500 автомобилей в год) уровнем продаж. Этот этап завершился к 1997 году, когда сформировалась первичная сеть по продажам и обслуживанию автомобилей в Москве, и компания перешла к созданию региональной дилерской сети. Параллельно с развитием авто-бизнеса, в 1993 году впервые на российском рынке была представлена мототехника Хонда, а в 1994 году начались продажи силовой продукции (генераторы, газонокосилки, мотокультиваторы, снегоуборочная техника, лодочные моторы).

Продолжительность второго периода, который мы называем "период создания основ" для дальнейшего успешного развития бизнеса Хонда в России, во многом зависит от политической и экономической ситуации в стране. На этом этапе основной задачей каждого дистрибьютора является создание так называемых "трех функциональных центров", объединяющих под одной крышей салон, продающий продукцию марки Хонда, станцию технического обслуживания и склад запчастей и аксессуаров. Строительство таких центров является необходимым условием при назначении новых официальных дистрибьюторов в России.

Хонда не только стремится к наращиванию объемов продаж, но, что гораздо важнее, прилагает все усилия к достижению максимально полного удовлетворения покупателей качеством выпускаемой продукции и обслуживания. Поэтому третий период истории "Хонда" в России станет периодом достижения нашей глобальной цели. Следуя основному принципу философии Хонда "производить там, где существует спрос", в качестве стратегической цели мы ставим перед собой задачу создания собственного производства на территории Российской Федерации, когда сложится необходимая для этого экономическая ситуация.

Располагая собственным производством в России компания сможет еще более полно удовлетворить потребности российских покупателей с учетом их вкусов, уровня доходов и т.д. Для "Хонда Мотор Ко., Лтд." это означает иметь прекрасную возможность расти вместе с развитием рынка и налаживанием производства комплектующих, создавать рабочие места и вносить свой вклад в благосостояние российского общества.
 

Айболит

Основатель форума
В 1946 году японский инженер Соичиро Хонда (Soichiro Honda) основал «Институт технических исследований Хонда» в родной провинции Хамаматсу. Через год началось производство 2-тактного двигателя A-type объемом 50 куб.см. В 1948 году компания была перерегистрирована и названа в соответствии с духом времени – Honda Motor Company. Приступив к разработке и производству мотоциклов, в 1949 году компания выпустила первую модель, оснащенную двигателем объемом 98 см3 и получившую название Dream.


Открыв в 1950 году филиал в Токио, компания покупает швейную фабрику и переделывает ее в завод по выпуску мотоциклов. Уже в 1955 году Honda Motor становится лидером по выпуску мотоциклов в Японии. Через два года первое место команды Honda в гонке «Mt. Asama Race» открывает череду блестящих побед в мотогонках.
В 1959 году – всего лишь через десять лет после выпуска своей первой модели – Honda становится крупнейшей компанией в мире по производству мотоциклов. В этом же году открывается американское представительство компании, получившее название American Honda Motor.


Укрепив свои позиции на рынке мотоциклов и проигнорировав заявление японского правительства, что стране не нужен еще один автопроизводитель, в 1963 году Honda Motor представляет свой первый автомобиль – небольшую спортивную модель S500.
Кроме S500 компания выпускает легкий грузовик Т360. 1965 год приносит команде Honda Motor Гран-При Формулы1 в классе 1500 куб.см.

Тогда же, в середине 60-х, Honda Motor открывает сервисные заводы по всей Японии и строит завод в провинции Сайтама, рассчитанный на массовое автомобильное производство.


В 1971 году Honda представила двигатель CVCC (Compound Vortex Controlled Combustion), первый из соответствующих Акту о чистом воздухе 1975 года, а также начала продажу легкового автомобиля с водяным охлаждением двигателя. Но годом прихода настоящей славы Honda считают 1972 – год выпуска модели Civic. В 1975 году она занимает первое место в тестах на экономичность, которые проводило американское Агентство по защите окружающей среды и Федеральная администрация энергетики. А на следующий год общий выпуск Civic превосходит миллион экземпляров.
В 1976 выходит новая модель – Accord, также имевшая большой коммерческий успех, а в 1978 году состоялся дебют модели Prelude.


В 1980 году Honda вошла в тройку крупнейших японских автопроизводителей. В производство запускались новые и новые модели: в 1980 году – Ballade, в 1981 – Vigor и City. В 1985 году были впервые показаны такие модели, как Integra и Legend. В 1986 году началась разработка системы 4WS (4-колесного управления), которая уже в 1987 году начала устанавливаться на автомобили Prelude.
В 1988 году в составленном журналом Motor Trend рейтинге самых популярных машин три первые позиции заняли CRX, Civic и Prelude. Тогда же появилась модель Concertо. Десятилетие завершилось примечательным событием – имя Соичиро Хонда было включено в Зал автомобильной славы в США.


Десятилетие началось с дебюта модели NSX, уверенно закрепившей Honda на рынке машин класса Gran Turismo. В 1996 году выходят такие модели, как Logo и Stepwgn, презентуется система ATTS (автоматическая система распределения крутящего момента). Honda продвигается в области экологически чистого автомобилестроения: выпускаются модели, работающие на газе и электричестве, улучшаются характеристики двигателей, позволяющие снижать количество вредных веществ в выхлопных газах.
В 1998 году – в 50-летний юбилей компании – Honda Motor представляет модели S2000 и HR-V. Компания снова объявляет о планах участия в Формуле-1 и в 1999 году начинает участвовать в гонках с командой BAR (British American Racing).


Сегодня 119 производственных предприятий компании расположены в 33 странах мира. Продукция Honda Motor ежегодно выпускается миллионами единиц. Компания занимает первое место в мире по производству мотоциклов и входит в первую десятку мировых производителей автомобилей. При этом Honda остается одной из немногих независимых автомобильных компаний, отказавшейся от распространенной среди автопроизводителей идеи объединения в концерны.


«Не будем думать о расстояниях, будем думать о времени!»
Соичиро Хонда, механик, изобретатель, автогонщик

Что вы, дорогие друзья, можете сказать о Honda? Я думаю, что все вы скажете о том, что Honda — это японская автомобильная фирма, и будете абсолютно правы. Но не совсем. На самом деле фирма эта сначала мотоциклетная, а потом уже автомобильная. Это не просто фирма — это концерн, обладающий более чем сотней заводов в трех десятках стран мира и производящий более 2,5 миллионов автомобилей в год и более миллиона мотоциклов в месяц! Кроме мотоциклов и автомобилей Honda производит спецтехнику (тракторы, мотокультиваторы, мотор-генераторы, помпы), производственное оборудование (станки, поточные линии, робототехнику), лодочные моторы, авиационные двигатели, самолеты и вездеходы ATV. По производству мотоциклов Honda — мировой лидер и держит более 60% мирового рынка двухколесных машин, а по автомобильному производству входит в первую десятку.

Любят ли у нас в Сибири автомобили Honda? Сложный вопрос. В Японии Honda — третий по объему автопроизводитель после Toyota и Nissan. По степени народной любви у них, мне кажется, Honda тоже на третьем месте: японский рынок нам «не даст соврать». А вот что в Сибири Honda на пьедестале — вопрос спорный. Известно, что конструктивно автомобили Honda более сложны, чем Toyota и Nissan. Многие сервисмены «из народа» в Иркутске боятся двигателей Honda буквально как огня, а один даже сказал мне: «Заумно там все — нам не понять, не берусь я за них». Вот оно! Где уж «Дяде Васе» ЭВМ починить.

Автомобили Honda — технически более продвинуты, по сравнению со «старшими братьями»: они имеют большие мощности при меньшем объеме двигателя, более динамичны, оборотисты, экономичны, чисты и экологичны. У двух моих друзей автомобили Honda: у одного Civic — уже шесть лет (был куплен новым), прошел более 100 000 км и никаких поломок, у другого Accord — почти то же самое. Тот человек, у которого Accord, типичный «хондоман», говорит: «Honda — тончайшая «девушка» сложной душевной организации, ты к ней с любовью, и она не откажет тебе во взаимности многие годы. Убить ее очень просто: залей «жигулевское» — и все, девушки сивуху не употребляют». Так как же на свет божий родилось это совершенство, эта «тонкая девушка»? Кто «отец», кто «мать»? Обратимся к истории.

Сын кузнеца
17 ноября 1906 года в городке Хамамацу в бедной семье кузнеца Джихи Хонда родился первый мальчик, которому удалось выжить. Дело в том, что Хонда был так беден, что пятеро его детей умерли в младенчестве от голода и тяжелых условий. Вновь родившегося мальчика назвали Соичиро. Кузнец Хонда решил — во что бы то ни стало поднять сына, и открыл мастерскую по ремонту велосипедов. Новое дело кормило семью гораздо лучше, чем ремонт скобяных изделий и конской сбруи, так как самым популярным видом транспорта в Японии на заре века уже становился велосипед. Маленьким Соичиро сначала занимался дедушка, с которым они гуляли по окрестностям. Как-то раз Соичиро и дедушка забрели на рисоочистительную фабрику, которая находилась неподалеку от дома. Их привлек странный ритмичный звук. Оказалось, что на фабрике работал двигатель внутреннего сгорания, крутивший насос. Вид двигателя, его звук и вращающееся колесо потрясли маленького Хонду. На фабрику они с дедушкой стали ходить оянно, просто для того чтобы смотреть и слушать работу двигателя — Соичиро все время просил дедушку об этом! По мере роста маленький Хонда все больше и больше времени проводил в мастерской отца, помогая ремонтировать ему чужие велосипеды.

Постепенно в Хамамацу стали появляться первые автомобили — в основном Ford типа T. В своих мемуарах Хонда вспоминал: «Взволнованный, я, забыв обо всем на свете, бежал за каждой машиной! Именно тогда, когда я был маленьким мальчиком, в моей голове зародилась идея — роить автомобиль самому». В школе Соичиро учился плохо — оянно пропускал занятия, стараясь побыстрей вернуться домой, в мастерскую, и разбирать с отцом велосипеды. Когда Хонда учился во втором классе, в Хамамацу произошло чудо: в город прилетел первый самолет под управлением знаменитого пилота Нильса Смита. Соичиро видел все! И очки, и краги, и меховую куртку летчика. Весь следующий месяц маленький Хонда только тем и занимался, что копировал пилота, вырезав себе картонные очки. К своему велосипеду Соичиро приделал бамбуковый пропеллер и «летал» на нем по улочкам городка целыми днями.

От няньки до мастера — один год

N-360 - первый народныйШло время, Соичиро Хонда взрослел. В 1922 году, окончив восемь классов, Соичиро решил, что учиться дальше бессмысленно, нужно работать и становиться профессионалом, и отправился в Токио. Было ему от роду 15 лет.

В Токио юный Хонда устроился на работу в механическую мастерскую с красивым названием Art Shokai, руководил которой талантливый механик и предприниматель, увлекающийся автогонками — Юзо Сакакибара. Фактически Art Shokai была одной из первых СТО: занималась ремонтом автомобилей. Специализировалась фирма на машинах Даймлера, одновременно являясь и дилером этой марки. Однако Юзо Сакакибара был человеком с тяжелым характером и несмотря на то что на работу принимал Соичиро учеником механика, заставил его заниматься присмотром за своим ребенком. Почти целый год пятнадцатилетний Хонда вынужден был таскать сына Сакакибары на себе, куда бы ни указал его отец. Казалось, выхода нет, он не механик, а нянька.


Первая «спортивка» S500Как это часто бывает в жизни — ситуация разрешилась совершенно случайно. Как гласит одна из легенд о юном Соичиро, он фактически совершил подвиг. Дело в том, что 1 сентября 1923 года в столичных округах Японии произошло страшнейшее землетрясение, известное в истории как одна из величайших трагедий японского народа. Токио и Йокогама были полностью разрушены. Сейчас считается, что в результате той катастрофы погибло около 140 000 японцев! Как же страшная трагедия помогла Хонде изменить судьбу? Очень просто. Все дело было во внутренней сущности самого Соичиро. Во-первых, Хонда во время толчков был с ребенком Сакакибары, который остался жив. Во-вторых, сразу после толчков оказалось раненым почти все семейство хозяина и много людей вокруг, сама мастерская была полностью разрушена (так гласит одна из легенд), и юный Хонда упил по-геройски — он, никогда до этого не водивший машин, сел за руль одного из лимузинов, находившихся на улице, и стал возить раненых в больницу. Все были в шоке, по улице пробегал обезумевший немец, кричащий: «Токио капут!», а Соичиро, не потеряв самообладания, работал. После землетрясения почти целую неделю в Токио продолжался ужасный пожар, уничтожавший остатки жилых кварталов. В это время все работники Art Shokai разбежались по домам, и только Соичиро и старший механик вдвоем ремонтировали людям искореженные машины.

После катастрофы отношение хозяина к мальчику радикально изменилось, и Сакакибара предложил Хонде работать механиком в мастерской. Причем назначил его шеф-механиком спортивной команды автомобилей Даймлер, которая существовала при дилерском центре! Более того, с этого момента для Хонды начались почти не ограниченные свободы. Юзо позволил ему в свое свободное от обслуживания клиентов время, занимая помещения мастерской и пользуясь станками и инструментами, делать свой автомобиль!

Хонда взялся за дело рьяно. С этого момента он практически перестал спать по ночам — все время работал над своим детищем. Юзо Сакакибара был энтузиастом автогонок, курировал дилерскую команду Art Daimler и посоветовал Соичиро роить не простой, а гоночный, скоростной автомобиль, который бы превосходил серийные «Даймлеры». Соичиро был согласен — он только и мечтал о рекордах скорости! С помощью хозяина был приобретен списанный 8-литровый авиационный двигатель Curtis-Wright, невероятной по тем временам мощности — 100 л.с. Известно, что Соичиро роил эту машину и выступал на ней в гонках. Более того, Хонда за рулем этого монстра завоевал Гран-при во всеяпонской гонке «Chairman’s Trophy» в 1925 году. Все, кроме мотора и шасси (немецкий Miller), было сделано своими руками.



Мотовелосипед Type-AА было чемпиону от роду 19 лет. Кроме ройки своего гоночного автомобиля, в мастерской Art Shokai Соичиро Хонда освоил литейное дело, впрочем, этому его учил еще отец в кузнице. Главное не в этом, главное то, что Хонда научился делать железные спицы для колес автомобиля методом литья и закалки, в то время когда повсеместно делались полностью деревянные колеса. Затем он придумал, как обеспечивать натяжение спиц между осью и ободом, и запатентовал «это дело». Патент на металлические спицы дал Соичиро обеспеченную жизнь на многие годы, — денег по патентным платежам приходило до 1000 йен в месяц, ведь колеса с металлическими спицами стали делать повсеместно. Когда Соичиро решил распрощаться с радушным хозяином и пуститься в самостоятельное плавание по волнам бизнеса, он попросил Сакакибару позволить ему использовать успешное имя его компании, на что тот с радостью согласился — ведь Хонда уже был победителем серьезных гонок и тоже имел имя.


Honda DreamТак в 1928 году, вернувшись из Токио в родной Хамамацу, Соичиро Хонда открыл филиал компании Art Shokai. Филиал был не маленьким — полтора десятка человек персонала.

Работа в Хамамацу закипела, Хонда стал строить новый гоночный автомобиль на базе фордовских серийных компонентов. Для того чтобы повысить мощность стандартного двигателя, Соичиро разработал уникальный механический турбонагнетатель — тогда один из первых в мире. К этому времени «вирусом» старшего брата «заразился» и следующий сын кузнеца — Бенджиро Хонда. Когда, к середине 30-х годов, новый «болид» был готов, то получил имя «Хамамацу» в честь родного города. Пошли выступления во всех доступных соревнованиях — команда из двух братьев Хонда оттачивала мастерство. Причем официально старший Соичиро был пилотом команды, младший Бенджиро — механиком.

В 1936 году братья Хонда приняли участие во «Всеяпонском скоростном ралли», проводившемся в долине реки Тама по пригородам Токио. До этого Хонда практически не знали проигрышей и сейчас братья шли впереди. Машину удалось разогнать до 120 км/ч — тогда это была абсолютно дикая скорость, превышающая рекорд Японии. Все противники остались позади, впереди приближался финиш, как вдруг с «пит-стопа» прямо на пути Хонды на трассу выскочила машина аутсайдера, пропустившая круг! Это было так неожиданно, что сделать ничего не удалось — произошла драматическая авария. Автомобиль «Хамамацу» вылетел с трассы, совершил тройной переворот и, разбросав собственные обломки, замер вверх колесами. Бенджиро Хонда, сидевший рядом с Соичиро не радал, но в результате кувырканий потерял сознание — такой был шок! Соичиро сломал запястье руки и вывихнул ключицу, а левая сторона лица была разбита в кровь. Синяк же покрывал почти все тело. Месяцы лечения подействовали на Соичиро удручающе, а может быть, и отрезвляюще: он принял решение «завязать» с карьерой гонщика и посвятить себя поприщу механика.

История не умалчивает и об «оборотной стороне медали» славы и успехов Соичиро Хонды в тридцатых годах. На призовые и патентные деньги он, вместе со своими сестрами, открыл ресторан и сам пристрастился к «сладкой жизни» — в больших количествах употреблял виски, оянно пропадал в «нумерах» с гейшами. Что интересно — после краеугольной аварии японский рекорд Хонда по скорости (120 км/час) не был побит почти 20 лет. Правда, японцам было уже не до рекордов — к власти пришла военная хунта кровавых генералов, а страна ввязалась в несколько военных кампаний одновременно.

Колечко, колечко, кольцо
Давно это было. Оправившись после аварии 1936 года, Соичиро Хонда решил «взяться за ум» — основать солидное производство, которое обеспечило бы его осмысленную жизнь на многие годы. Имея личный опыт высококачественного литья и производства металлических колес со спицами, Соичиро пришел к выводу, что он ему и послужит. Так как экономика страны уже была милитаризована, то Хонда решил, что нужно стать авщиком компонентов для какой-либо крупной фирмы, выполняющей военный заказ. Это решение было достойно уже не мальчика, но мужа. Только вот вопрос о том, что производить, оставался открытым. Однако Соичиро был не бедным и решил, что экспериментировать нужно в рамках новой солидной компании с громким именем. В 1937 году Хонда основал новую компанию со звучным именем — Tokai Seiki Heavy Industry. После раздумий, экспериментов и анализа «дефициток» различных предприятий, Соичиро решил, что его «Тяжёлая индустрия» будет заниматься производством поршневых колец, которые были нужны повсеместно. Естественно, изготовлением опытных образцов и отработкой технологий он занялся лично. Но как Соичиро не старался, опыт литейщика ему не помог. Бесчисленные эксперименты с закаливанием кольца не давали результатов: кольца выходили хрупкими, ломались и запарывали двигатель! Однако Хонда духом не падал — просил консультаций у многих солидных мастеров своего дела, но получал всегда один и тот же ответ: наша закалка стали — производственный секрет.

Автогонщик, герой и гуляка Сочиро Хонда имел главное свойство — в нужное время он принимал правильное решение. Вывод, который он сделал, был таков: «У меня не хватает образования!». И что же? А то, что Хонда не еснялся в 32 года стать студентом Технологического института города Хамамацу. Учился заочно, но исправно посещал лекции и семинары лучших профессоров-металлургов Йошинобу Фуджи и Такаши Таширо. Соичиро был не простым студентом, он был энтузиастом-практиком и, получив крупицу знания о металле, сразу бежал к себе в лабораторию и отливал, точил и закаливал новые образцы. Проучившись в институте пару семестров, Хонда получил прочное поршневое кольцо только на основе собственных знаний! Как только появился продукт, великий практик Хонда бросил учебу в институте. Он уже знал, «куда бежать» — пока он учился и экспериментировал, цель была выбрана: он представил качественные образцы колец Кииширо Тойоде. Образцы оказались настолько хороши, что Тойота купила 40% предприятия Хонды и стала основным потребителем его продукции до самого конца войны. Для того чтобы наладить эффективное поточное производство поршневых колец, Соичиро Хонда сам разработал всю станко-инструментальную оснастку. Многое у него делалось автоматически, на комплексе управлялись всего несколько человек! Кроме Тойоты был найден и еще один мощный потребитель поршневых колец — авиастроительная фирма Nakajima Aircraft Company.

Как только «колечное» дело заработало «само по себе», неутомимый Хонда стал искать нового приложения своего изобретательского таланта. На этот раз он обратил свои взоры на развивавшуюся взрывными темпами авиационную промышленность. Началось все с той же, покупающей его кольца, Nakajima Aircraft Company. Вторая мировая война была уже у порога! Японские авианосцы ощетинивались истребителями, а деревянные пропеллеры самолетов мастера-«золотые руки» делали вручную. Один пропеллер изготавливался мастером по сложным лекалам несколько дней... Проанализировав процесс, сын кузнеца «пораскинул мозгами», да и сконструировал полностью автоматический станок, который вытачивал из дерева пропеллер самолета за несколько минут! За это дело Хонда получил многочисленные награды и благодарности милитаристского правительства Японии, а пресса запестрела его портретами с формулировками типа «герой национальной индустрии»!


Honda Civic • 1986Что было задумано, все было воплощено в жизнь. Хонда оставался солидным авщиком комплектующих для крупнейших военно-промышленных компаний несчастной Страны Восходящего Солнца до самого конца войны. А в 1945-м, как вы знаете, американцы разбомбили почти всю Японию. От многих корпораций камня на камне не осталось. Но от Tokai Seiki Heavy Industry остались кое-какие «рожки да ножки», хотя и последние были подпорчены тогда же страшным землетрясением.

Йо-хо-хо и цистерна спирта

«Хамамацу»
В конце войны Соичиро Хонда заявил друзьям и родственникам, что «очень устал от жизни и ему нужно с годик отдохнуть». В 1945 году Tokai Seiki Heavy Industry была продана (остаточная доля Хонды) Тойоте за 450000 йен, что составляло тогда примерно 800000 долларов. Получив деньги от продажи фирмы, Соичиро в какой-то оптовой фирме, примерно за 10000 йен (около $17000), купил цистерну чистого медицинского спирта и установил ее у себя в комнате. По воспоминаниям современников великого, последний, в год своего «отдыха» занялся разработкой рецепта собственного виски, для чего смешивал со спиртом различные компоненты, употреблял внутрь, после чего садился на диван и долго играл на шакухачи — японской флейте с хриплым «фальцетом». Кроме этого, периодически в доме Хонды происходили и «массовые дегустации» «самопала» с широким привлечением друзей и знакомых. Рассказывая об этом периоде жизни Хонды, я хочу вас уберечь от «неверного понимания истории»: основоположник не спивался! Он продолжал быть великим механиком и рядом с цистерной спирта в полностью уничтоженной нищей стране!



Honda Civic • 2001В течение 1945 года Хонда, «в порядке отдыха от активной жизни», отходя временами от цистерны спирта, роил своими руками мотовелосипед, авив на обычный «велик» мотор от военного электрогенератора мощностью в 1 л.с. Заднее колесо приводилось в движение длинной эластичной ременной передачей, допускающей пробуксовку. Собственно, Хонда сделал уникальную фрикционную трансмиссию. Этот «мотопед» чрезвычайно развлекал друзей и знакомых Хонды — все с удовольствием на нем катались. Соичиро смекнул, что эта простая и дешевая штука должна иметь успех на рынке бедной и разграбленной страны. В октябре 1945 года Хонда основывает новую фирму Honda Technical Research Institute, что в переводе означает «Хондовский институт технических исследований». Хотя я точно не знаю, мне кажется, что такое название Соичиро выбрал «по приколу», а может, и под влиянием цистерны спирта. Как бы там ни было с названием, а фирма занялась весьма серьезным делом: на основе прототипа от генератора разработала свой двухтактный двигатель для велосипедов мощностью 1 л.с. и объемом 50 куб. см. С 1946 года производство моторных велосипедов было авлено «Институтом» на поток. Моторные «велики» Хонды славились фантастической надежностью и в народе получили множество добродушных прозвищ. На самом деле, как мне кажется, опять же «по приколу», Хонда присвоил изделию заводское наименование «Тип A» (по некоторым источникам, так назывался двигатель, а не мотовелосипед). Известно, что именно так называлась первая модель Toyota. Успех на рынке стимулировал Хонду к поиску путей перспективного развития, и он стал создавать команду разработчиков — нужно было делать более мощные двигатели и переходить от велосипедов к мотоциклам. В 1947 году на собеседование к Хонде пришел выпускник Технологического института Хамамацу Кийоши Кавашима. Парень понравился основоположнику и был принят на работу. Вскоре этот молодой инженер модифицировал двигатель Type-A и получил мощность 1,2 л.с. Забегая вперед, скажем, что Кавашима стал главным двигателистом компании на долгие годы, верным другом и соратником Хонды, а после ухода последнего и президентом фирмы!


Honda Civic • 1972За два года мотовелосипедов А было продано столько, что Хонда занял 60% рынка двухколесных транспортных средств в Японии. В сентябре 1948 г. Хонда получил приличный банковский кредит и перерегистрировал фирму с новым названием — Honda Motor Company, одновременно заложив строительство нового завода. Сам Соичиро в это время засел за проектирование уже не велосипеда, но настоящего мотоцикла, двигатель которого уже был в макетах Кавашимы. На этом, собственно, предыстория заканчивается — дальше начинается история ВЕЛИКОЙ фирмы HONDA MOTOR, которую мы с вами знаем с детства. И не было никакой бочки меда с ложкой дегтя: в основе всего лежала простая японская бочка медицинского спирта.

Мечта со швейной фабрики
В 1949 году под руководством Соичиро Хонда был создан первый мотоцикл Honda Dream («Мечта») c двигателем объемом 98 куб. см. Успех на рынке был уже обеспечен безупречной репутацией мотовелосипеда «Типа А». Двигатель нового мотоцикла разрабатывался под руководством молодого инженера Кийоши Кавашимы. Заботы по запуску новой машины в серию, организация маркетинга и рекламы так замотали Хонду, что он стал понимать: нужны другие менеджеры. Главное, что «напрягало» Соичиро — то, что самому, лично, нужно тратить драгоценное время на решение разных финансово-организационных вопросов, тогда как ему хотелось заниматься дальнейшей разработкой механической части мотоцикла. В то же время нельзя поручить важные дела кому попало. Эти терзания привели к тому, что Хонда начал искать напарника, который взял бы на себя все финансовые и маркетинговые вопросы. Хонда давал объявления, проводил собеседования. Природное чутье не подвело Соичиро и в этом сложном деле — не прошло и года, как такой человек был найден — им стал Такео Фуджисава. Разница в возрасте была небольшая — Фуджисава был всего на четыре года моложе Хонды, ему было 38, и между ними установились хорошие товарищеские отношения. В старости Хонда вспоминал те годы работы с Фуджисавой так: «Мы понимали друг друга сердцем». Фуджисава же вспоминал так: «Он был великим, главным человеком, поэтому мы — второстепенные лица, должны были роить этот театр так, чтобы в нем смог играть этот главный актер!». Уже одна эта фраза обнаруживает настоящий талант Такео-менеджера, которого, через короткое время, Соичиро стал считать своим близким другом и правой рукой.


Honda Civic shuttle • 1984Первое, чем занялся Такео Фуджисава, было создание дилерской сети. Он создал традиционную иерархию продаж: дистрибьюторы-оптовики сверху, и дилеры, торгующие в розницу, снизу. В стране было всего 400 дилеров, занимающихся продажами мотоциклов всевозможных марок, но 55 000 розничных торговцев велосипедами. Чтобы нанести единый сокрушительный удар по рынку «двухколесников», Фуджисава «купил» всех велосипедных дилеров страны для продажи Dream! Рынок был захвачен! Затем он ввел в широкое употребление оптовые продажи дистрибьюторам по предоплате, аргументируя это так: «Раз машина пользуется повышенным спросом на рынке — раскошеливайтесь заранее! Все равно ничего не залежится».


Honda Civic • 1987Продажи по предоплате позволили собрать капитал, который решено было вложить в оборудование нового завода для производства «Мечты». В 1950 году Хонда и Фуджисава купили швейную фабрику в Токио, которую переделали в завод по производству мотоциклов Dream на инвестиции, полученные от дистрибьюторской сети. Это уже был Бизнес с большой буквы! В этом же году было начато производство нового, более мощного, мотоцикла Dream Type D, а уже через год — в 1951 году — подготовлена радикально новая машина с 4-тактным двигателем, разработанным Кийоши Кавашимой — Dream Type E, развивавшая скорость до 70 км/ч.


Honda Civic TypeR • 2002В 1952 году головной офис Honda Motor переместился в Токио, а в производство был запущен новый «мотовелик» Type-F с двигателем объемом 50 куб.см и мощностью 1,2 л.с. За два года (1952-53 гг.) Honda роила и запустила три новых мотоциклетных завода! Темпы развития были сумасшедшими. В эти же годы Такео Фуджисава занялся интенсивными реформами в сфере менеджмента на производстве, перенимая опыт «старшего брата» — Toyota. На всех «дзайбацу» Хонды была развита система приема и анализа рационализаторских предложений рабочих, что почти полностью копировало «кружки качества» у Toyota. В 1954 году было проведено акционирование компании, и акции Honda стали продаваться на токийской фондовой бирже. Успехи внутри страны позволили двум стратегам обратить свои взоры и за океан — с 1954 года успешный в Японии мотороллер (или как сейчас говорят, скутер) Juno K-Type начинает экспортироваться в США. В это время Хонда, заядлый энтузиаст, создает и спортивную команду компании. Команда гонщиков Honda, благодаря росту прибылей, участвует в солидных международных соревнованиях. Первыми били чемпионаты в Сан-Паулу в Бразилии и Isle of Man в Британии. На международных соревнованиях оглушительных побед поначалу не было, а вот на родине, приняв участие в престижной мотогонке «Motorcycle Endurance Road Race», Honda победила в двух классах — 350 и 500 куб. см. Технические решения, использованные в успешных спортивных машинах, сразу же были внедрены в новых моделях обычных «круизеров» Dream. Дальше такая практика стала оянной — то, что было отработано в спорте, внедрялось в массовое производство. С 1955 года Хонда стала считаться официальным лидером по продажам мотоциклов в Японии, а с 1959 — абсолютным лидером во всем мире. Для восхождения от «мотовелика» Типа A до мирового Олимпа мотоциклостроения Хонде потребовалось ровно 10 лет!

Тройка, семерка, туз!
Этапы большого пути
Собственно, главным итогом 60-х лет для Хонды стал выход компании на автомобильный рынок и прочное закрепление своих позиций на нем. Больше, на мой взгляд, в истории Honda Motor драматических и красочных эпизодов и нет. Дальше идет обыкновенное развитие обыкновенной СУПЕРКОРПОРАЦИИ — вплоть до наших дней. Завершая рассказ об этапах становления знаменитой фирмы, хочется перечислить основные достижения Honda, ставшие по-настоящему этапными.

В 1971 году Honda представила двигатель с камерой сгорания типа CVCC (Compound Vortex Controlled Combustion — сгорание смеси, управляемое вихрем), первый двигатель в мире из соответствующих «Акту о чистом воздухе» 1975 года. Тогда еще не было «драконовских» норм Euro, но Honda была первой, а вихревая камера сгорания способствовала успеху на рынке. В семидесятые годы конструктив CVCC у Honda лицензировали около десятка автомобильных компаний, в том числе такие гиганты, как Chrysler и Ford.

В 1972 году Honda начала выпуск модели Civic с двигателем CVCC. С этого года Honda фактически становится одним из лидеров производства компактных моделей, оказывая очень суровую конкуренцию Volkswagen.

В 1973 году Соичиро Хонда вместе с Такео Фуджисавой уходят в отставку с ов президента и вице-президента компании. Президентом фирмы становится старый друг Хонды, знаменитый конструктор двигателей — Кийоши Кавашима! Именно тот Кавашима, который создал своими руками первый четырехтактный двигатель Honda. Как гласит легенда, объявив о своей отставке, Соичиро Хонда категорически запретил совету директоров компании когда-либо ставить на руководящий кого-либо из семьи Хонда! Он сказал, что руководитель должен всегда выбираться по его таланту, а не по принадлежности к фамилии. C тех пор в Honda больше не было директоров с этой фамилией, несмотря на то что у основателя есть дети и внуки. А еще легенда гласит о том, что много лет подряд старый Хонда продолжал садиться за руль каждого нового автомобиля своей фирмы и «выдавал пакет конструктивной критики».

В 1974 году Соичиро Хонда получил почетную докторскую степень в Мичиганском университете, который считается кузницей автомобильных кадров Детройта.

В 1975 году Civic занял первое место по экономичности в мире. Это были международные тесты, которые проводило Американское Агентство по защите окружающей среды и Федеральная администрация энергетики США.

В 1976 году выпущена абсолютно новая модель — Accord, а общий выпуск Civic превзошел один миллион экземпляров!

В 1980 году Honda наконец-то вошла в тройку крупнейших японских автопроизводителей и заняла почетное место после Toyota и Nissan.

В 1981 году в производство запущена одна из самых знаменитых микролитражек в мире — Honda City.

В 1982 году на заводе в Огайо, США, началось производство автомобилей Honda Accord, продолжающееся по сей день.

В 1983 Honda, после 15-летнего перерыва, вернулась в «Формулу-1», причем с командой Honda стали работать такие знаменитые пилоты, как Алан Прост и Айртон Сенна. Затем Honda в течение шести лет лидировала в чемпионатах мира. В этом же году президент Кавашима ушел в отставку и президентом стал Тадаши Куме — тоже двигателист, ранее работавший в отделе Кавашимы. Куме — легендарный человек, лично создавший многие моторы Honda, оставался на у президента до 1990 года.

В 1985 году были анонсированы сразу три новых модели: Life, Integra и Legend. Последний был первым «большим седаном» от Honda.

В 1986 году «управленцы» Honda начали разработку системы 4WS — управления всеми четырьмя колесами. В 1987 году система была готова и началась её установка на автомобили Prelude, которые отличались феноменальной управляемостью на дорогах.

В 1988 году в Японию начали импортировать собранные на заводах в США спортивный автомобиль Honda Accord Coupe и мотоцикл Gold Wing Touring — в Honda началось «международное разделение труда».

В 1990 году Accord стал самой продаваемой моделью в США. В этом же году фирмой были представлены системы VTEC и TCS. VTEC — знаменитая система изменяемых фаз газораспределения, в которой электронная система управляет высотой подъема и временем открытия клапанов. TCS — это система, управляющая перераспределением крутящего момента, передаваемого трансмиссией к колесам.

В 1991 году ВЕЛИКИЙ ОСНОВОПОЛОЖНИК HONDA MOTOR Соичиро Хонда умер в возрасте 85 лет, оставив супругу Сачи, сына и двух дочерей.

Вот, собственно, каковы основные вехи истории великой фирмы, прожитые вместе с Соичиро Хонда. А последние 15 лет вы и без нас знаете: все достижения Honda за эти годы есть и в Иркутске! И мы любим Honda! Не зря старик Соичиро когда-то говорил своим инженерам: «Создайте автомобиль, похожий на мотоцикл, автомобиль, в котором водитель своим телом чувствует движение, повороты и остановку».


Кийоши КавашимаВ 1960 году по инициативе Соичиро Хонда был создан центр исследований и разработок — компания Honda R&D Co. Ltd. Как вы думаете, чем стали заниматься «хондовцы» под этой крышей? Догадались с трех раз? Правильно! Главной задачей конструкторов Honda была разработка автомобиля. Соичиро не мог стоять на месте, ведь мотоциклетное дело было уже раскручено на всю катушку и жило как бы собственной жизнью. Работами по опытному автомобилю руководил молодой инженер Йошио Накамура. Во время войны Накамура был инженером авиационного завода, благодаря чему в автомобильной и мотоциклетной отраслях его творческий «глаз» не был «замылен». Первый «блин» назывался почти как боевой истребитель — X190 и, естественно, был комом: это была маленькая машинка типа «родстер» с брезентовым верхом и мотоциклетным, в своей основе, моторчиком в 360 «кубиков», который адаптировал молодой моторист Тадаши Куме. Передние колеса приводились от двигателя, расположенного спереди, алюминиевой цепью. В ходе испытаний не удалось получить благоприятную развесовку конструкции — машинка «козлила» по причине тяжелого передка и легкой задней части. Накамура забраковал конструктив и пришел к выводу, что для маленькой машинки мотор спереди — это не лучший вариант. Следующий конструктив разрабатывался уже с центральным расположением двигателя (так называемая «среднемоторная» компоновка).


Набухико КавамотоВ это самое время — на заре 60-х, Такео Фуджисава вел компанию по пути потрясающих маркетинговых побед, а Хонда продолжал плодить новые идеи относительно устройства мотоцикла. В 1961 году объем продаж мотоциклов Honda достиг 100000 в месяц — впервые в этой отрасли на всем Земном шаре. Годовой объем производства перевалил за миллион. Просто огромные прибыли Хонда направляет на строительство новых заводов в других странах мира, открываются многочисленные филиалы. В 1962 году Соичиро Хонда создает завод по выпуску собственного производственного оборудования и станков — модельный ряд Хонда менял так быстро, что с покупной оснасткой угнаться становилось все трудней. Нужно было повысить эффективность производственной базы. Этот завод впоследствии стал основой компании Honda Engineering Co., Ltd.


Тадаши КумеК концу 1962 года конструкторы Йошио Накамуры закончили отладку нового автомобиля — пикапа со средним расположением двигателя. Все такой же, 360-кубовый движок располагался уже под сиденьем — ровно посредине машины, а сзади был лёгкий грузовой кузов. На следующий год пикап был авлен на конвейер под названием T360. В первый год выпуска — 1963 — было продано более 25000 штук. Это был успех и начало «выступлений» Honda на автомобильном рынке! Примечательно то, что министерство промышленности и торговли Японии запретило Хонде открывать его производство. Чиновники указывали на то, что стране не нужен еще один производитель автомобилей. Мол, их у нас и так много. Но Соичиро в очередной раз проявил натуру бунтаря-героя и проигнорировал этот запрет! А жизнь подтвердила его правоту — рынок стал потреблять пикапы в огромных количествах. Окрыленные успехом, хондовцы заложили создание спортивной машины — давней мечты Соичиро. В новой машине использовались технические решения от X190, пикапа T360 и спортивных мотоциклов Хонды. К концу 1963 года машина была готова и получила название S500. Даже по современным меркам она имела интересные технические особенности, например, два верхних распределительных вала! Полулитровый мотор развивал 44 л.с. и крутился до 10000 оборотов! Машина весом чуть больше 700 кг разгонялась до 130 км/ч всего за несколько секунд. Для маркетинга «Эски» сам Соичиро Хонда ездил в Европу и устраивал «показательные выступления», причем с участием гения всех времен и народов, ставшего его другом, самого Фердинанда Порше! А что такое знаменитая Honda S2000 наших дней? Это правнучка той самой «Эски».

Начало и пламенный закат «конюшни»

Хироюки ЙошинВ 1964 году Honda впервые заявила о своих планах участия в гонках «Формулы-1». То была инициатива Соичиро Хонды. Команда приняла участие в гонках класса до 1500 куб. см в Германии, для чего специально был роен автомобиль RA-271. Но своего опыта было еще мало, и Honda плелась в хвосте F1. После оглушительного провала Соичиро Хонда обрушился на всех ответственных с бранью, устрашающе потрясая в руке гаечным ключом! А затем целый год продолжалась разработка нового автомобиля — RA-272. Для создания нового «болида» Хонда привлек очень дорогих европейских консультантов, в результате — машина получилась. В 1965 году команда выиграла Гран-при Мехико. Следующий год больших успехов в гонках не принес, зато на рынок был выпущен микролитражный автомобильчик «для народа» — N360, побивший все рекорды популярности в Японии! В дилерских компаниях образовались очереди — спрос опережал предложение. Однако сам Соичиро полностью ударился в гонки! Работая над неудачами F1, Хонда заказал шасси нового «болида» в английской компании Lola. Новая машина называлась RA-300, на ней англичанин Джон Сёртиз победил в знаменитой Монце в Италии. Команда Хонды заняла пятое место в чемпионате мира. Это был приличный результат и Соичиро Хонда занялся разработкой новых машин. Первая из них — RA-301 не оправдала надежд мастера, и он решил следующую радикально обновить — с двигателем воздушного охлаждения. Однако такое решение дорого стоило основоположнику. На соревнованиях 1968 года молодой французский гонщик Жо Шлессер, выступая на автомобиле Honda RA-302, в одном из поворотов ударился о бортик, машина перевернулась и вылетела с трассы. Так как баки были полными — болид вспыхнул, и молодой француз сгорел заживо. Экспертиза пришла к выводу, что виной случившемуся — двигатель воздушного охлаждения, так как бензин вспыхнул, попав на раскаленную «рубашку». Соичиро понял, что причиной страшной смерти молодого человека явилось его техническое решение. Старик тяжко переживал трагедию и на какое-то время даже вернулся к давно забытой цистерне спирта. В результате было принято историческое решение «генерала» о роспуске «конюшни» навсегда. История повторилась — когда-то Соичиро уже «завязывал» с гонками.
 
Вверх