<div align='center'>Часть 2. Избегаем конфликта</div> Зачастую результат встречи с инспектором ГИБДД зависит от поведения самого водителя - его умения выдержать нейтральный тон разговора. И чтобы избежать конфликта, необязательно быть тонким психологом - достаточно помнить, что инспектор тоже человек. Спокойствие водителя, особенно если оно подкреплено определённой эрудицией, может стать хорошим способом самозащиты.
Всему своё место и время
Наставление ДПС накладывает ограничения на места, в которых запрещается останавливать ТС. Это, как правило, участки дорог с ограниченной видимостью до и после поворота, перед перекрёстками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах. Почему-то в нарушение этих требований инспекторы ДПС часто останавливают автомобилистов в местах закрытых поворотов на шоссе Калининград - Зеленоградск, на пересечении Советского пр-та и пр-та Мира и на других перекрёстках.
Вы можете смело подвергнуть сомнению законность Вашей остановки в таких местах. Даже если Вы и совершили нарушение, действия остановившего Вас инспектора ДПС также будут являться нарушением закона. А, как известно, лицо, совершившее нарушение, не может быть привлечено к ответственности, если нарушены процедуры, установленные законом.
Кроме того, остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок (п.13.8 Наставления ДПС). Если инспектор ДПС начинает из-за Вашего упорства злоупотреблять своим служебным положением - например, «сочинять» протокол целых полчаса, а то и больше, - укажите ему, что, в соответствии со ст.28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления правонарушения. А если учесть, что при заполнении протокола инспектор должен написать не более 20-30 слов (на что требуется минуты две-три), то получасовая процедура оформления документа тоже является незаконной.
Человеческий фактор
В случае возникновения конфликта сотрудник ДПС не вправе, руководствуясь личными чувствами к участникам дорожного движения, изменять в сторону ужесточения объявленную меру административного воздействия за совершённое правонарушение. Тем не менее, если Вас остановили за нарушение ПДД, имейте в виду, что сам выбор меры воздействия (штраф или предупреждение, размеры штрафа) будет во многом зависеть от того, как Вы себя поведёте.
Взаимоотношения водителя с инспектором ГИБДД в значительной степени зависят от умения водителя понять психологию инспектора (ведь на у он остаётся человеком - с определённым набором личностных характеристик, которые могут быть Вам несимпатичны или безразличны, а иногда и неприятны) и в соответствии с этим правильно выстроить свою линию поведения.
С другой стороны, Ваше поведение тоже может вызвать у инспектора определённую реакцию: располагающую, уважительную, нейтральную, негативную или резко отрицательную.
В любом случае, во время общения будьте вежливы. Не начинайте разговор с отрицательных фраз. Ни при каких обстоятельствах не переходите на личности. Поэтому уже с первых контактов арайтесь найти или создать атмосферу доверительную, в крайнем случае нейтральную.
По уму провожают
Если Вы явно нарушили ПДД и прекрасно это понимаете, то отрицать свою вину глупо. В этом случае лучше извиниться и понести заслуженное наказание. Можно, конечно, «поторговаться», указать на причины, из-за которых Вы допустили нарушение.
Когда нарушение малозначительно или неочевидно, то есть было совершено вынужденно (например, проезд на жёлтый сигнал светофора при выезде на перекрёсток), а наказание грозит несоизмеримое, видимо, целесообразно попробовать убедить инспектора в чрезмерности его обвинений. Как известно, КоАП РФ устанавливает диапазон (вилку) штрафа, и величина его зависит от воли инспектора. Отсюда и возможность для «торга».
Но чтобы аргументированно возражать инспектору, надо хорошо знать ПДД, законы РФ, приказы МВД РФ, то есть нормативные правовые акты, регулирующие дорожное движение. Показывать свои знания и эрудицию надо тактично, не унижая человека, не задевая его гордости и самолюбия. Для убедительности возите с собой Правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях, а также наши публикации - много места они не занимают, а пользу могут принести большую.
Нередко инспекторы и сами не слишком хорошо знают ПДД, поэтому Ваша осведомлённость может их убедить, и они предпочтут не связываться с эрудитом - такое часто происходит при общении гаишников с членами нашего Общества защиты прав автомобилистов «ОСА».
Если «мирные» переговоры не помогли, намекните, что обязательно обжалуете действия инспектора в правовом русле. Но только без излишних угроз в адрес инспектора, так как это ни к чему хорошему не приведёт. Делайте всё в рамках закона.
Помните, что при возникновении конфликтных ситуаций, претензиях, по требованию участников дорожного движения инспектор обязан сообщить номер своего нагрудного знака и предъявить, не выпуская из рук, служебное удостоверение, а также разъяснить право и порядок обжалования своих действий (п.18.9 Наставления ДПС). Также в соответствии с Законом РФ «О милиции» и Правилами дорожного движения (п.2.4) лица, обладающие правом проверять у водителя ТС документы, обязаны предъявить по требованию водителя служебное удостоверение и позволить водителю переписать из него необходимые реквизиты (несмотря на наличие нагрудного знака).
<div align='center'>Часть 3. Тет-а-тет с инспектором
</div> Водитель, которого останавливает инспектор ДПС, имеет право оставаться в автомобиле. А административное задержание водителя разрешается не более чем на три часа.
Закон доброй воли
Необходимость выйти из машины у водителя возникает только в случаях, перечисленных в Наставлении ДПС (п.18.4), а именно:
- для досмотра автомобиля, чтобы проверить соответствие номеров двигателя и кузова записям в техпаспорте ТС;
- для досмотра водителя, если есть основания полагать, что он нетрезв, или если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления или причастны к ДТП;
- для участия водителя в составлении документов или оказания помощи другим участникам дорожного движения;
- для устранения технической неисправности автомобиля.
Однако, чтобы было удобнее разговаривать, водитель может по собственной инициативе выйти навстречу инспектору. Но никогда не семените к нему на полусогнутых и с протянутыми дрожащими руками, в которых судорожно сжаты документы. Если даже Вас остановили за нарушение ПДД, имейте чувство меры. В общем, если Вас не просят, можете не выходить, а отдать документы через окно и спокойно ждать решения инспектора.
Если Вам невнятно объясняют причину остановки или она явно надумана, или же Вас насторожило что-то ещё, попросите у гаишника служебное удостоверение и перепишите его данные и номер нагрудного знака к себе в блокнот. Одно это может предупредить возможные незаконные действия со строны инспектора.
Опасная «близость»
Инспекторы ДПС часто приглашают водителя сесть в их служебный автомобиль – якобы для обсуждения факта нарушения ПДД и для составления протокола, а иногда без всякого объяснения причины. В патрульной машине они продолжают или начинают разговор с водителем о совершённом им нарушении и о предусмотренном за это наказании или выясняют: пили Вы или не пили накануне спиртное. При этом нередко проверяют автомобилиста на дачу взятки.
Известны случаи, когда, спровоцировав водителя на дачу взятки, милиционеры с помощью видео- и аудиотехники фиксировали этот факт, впоследствии же суд приговаривал таких водителей к вполне реальным срокам, как бы парадоксально это ни звучало.
Но чаще сотрудники ДПС провоцируют водителей на дачу денег с банальной целью – получения взятки, что в большинстве случаев отвечает интересам обеих сторон. В таких случаях ставка за допущенное нарушение, как правило, снижается вдвое, а деньги, минуя длинную цепь перечислений, сразу попадают в карман стражей порядка.
В этих ситуациях каждый ведёт себя так, как ему позволяют его воспитание, совесть, характер и жизненная позиция, а также существо совершённого им правонарушения.
Однако водитель должен знать следующее:
- он может отказаться от приглашения сесть в служебный автомобиль инспектора – закон его к этому не обязывает;
- наличные деньги в виде уплаты штрафа инспекторы ДПС от водителя принимать не имеют права – это можно квалифицировать как взятку;
А ещё водители и сотрудники ДПС должны знать и чтить УК РФ, в котором предусмотрена уголовная ответственность за получение и дачу взятки. А сроки там большие.
Итак, Ваше право, а не обязанность пересаживаться в патрульную машину или следовать в отдел милиции. Обязанностью это станет с того момента, когда сотрудник милиции объявит о Вашем задержании и составит протокол задержания в соответствии со ст.27.4 КоАП РФ.
Основанием для Вашего задержания может быть любое административное правонарушение. Цель административного задержания как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении – установление личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении, когда его составление является обязательным, но на месте составить протокол невозможно. Согласно ст.27.5 КоАП РФ, срок административного задержания не может превышать трёх часов.
Если инспектор ДПС будет совершать в отношении Вас противоправные действия, то совет такой: сделайте звонки в дежурную часть УВД и управление собственной безопасности милиции, в которых заявите, что инспекторы на дороге совершают самоуправство и вымогают взятку, а также можете потребовать у инспектора вызвать на место конфликта его начальника – вышестоящее должностное лицо.